Бизнес психология: вопросы лидерства
Тема лидерства никогда не перестанет быть актуальной. Про лидерство написано огромное количество книг, популярных статей и научных работ.
В социальной и организационной психологии лидерство традиционно изучалось в контексте проблем управления. Большинство лидерских тренинговых программ также ориентированы на руководителей - ведь именно от их умения повлиять на сотрудников, партнеров, клиентов и конкурентов зависит судьба организации и ее процветание. Одни обладают даром такого влияния, другие приобретают это как навык вместе с опытом, шаг за шагом познавая мир бизнеса и преодолевая препятствия, а зачастую и самих себя.
Но так или иначе у каждого руководителя формируются некоторые устойчивые представления о том, каким должен быть лидер и, соответственно, каким должен быть он сам, чтобы эффективно управлять. Этот нелегкий путь осознания себя каждый проходит по-своему. Любой психолог МГУ скажет вам, что рефлексивное отношение к себе и своей карьере - один из самых важных факторов ее успешности.
К вершине пирамиды
Лидеры - это люди, стремящиеся вперед, к высотам профессионального мастерства. Вспомним типичные иллюстрации изданий на эту тему - бизнесмен в костюме и галстуке, с портфелем перепрыгивает препятствия наподобие скаковой лошади; лестница в небо, традиционно ассоциирующаяся с карьерным ростом; трибуна победителя спортивных соревнований и золотой кубок.
Как известно, каждого человека, к чему бы он ни стремился, побуждают к действию разные мотивы. Лидер, понятное дело, тоже человек, и как свидетельствуют многочисленные исследования, наиболее успешные лидеры - те, у которых доминирует мотив самореализации и саморазвития. Такой мотив - вершина знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.
Этот ученый посвятил большую часть своей жизни изучению особенностей мотивационной сферы людей, достигших высокого уровня профессионализма и максимально реализовавших себя. Результаты своих исследований он называл статистикой растущей верхушки. Некоторые современные ученые даже предлагают перевернуть пирамиду Маслоу с ног на голову для того, чтобы придать самореализации больший вес.
Понятно, что руководитель сыт, обут, одет, материально обеспечен (базовая безопасность), включен в группу - организацию, команду и т. д. и ежедневно довольствуется роскошью человеческого общения, а также имеет все возможности и основания быть уважаемым и признанным другими людьми.
Для руководителей наиболее актуальными являются потребности высшего уровня. Причем зачастую именно в этой области находится зона внутриличностных конфликтов - это и постоянный поиск смысла своей деятельности, и вечные вопросы своего предназначения. Добившись материального успеха, обзаведясь семьей, загородной виллой и "Мерседесом", большинство успешных бизнесменов испытывают кризис самореализации в духовной сфере.
Маслоу понимал под самовыражением реализацию потребностей в творчестве и познании, осуществление замыслов, развитие индивидуальных способностей и талантов. Именно на этом уровне возможно наиболее полное раскрытие и лидерского потенциала - когда лидерство становится не просто набором умений, схемой правильных действий, а включает самую сильную составляющую человеческих возможностей - его личность. Отсюда сам собой напрашивается вывод, что именно режиссеры более успешны в лидерстве, поскольку ими движет творческий замысел. Говорят, у таких людей внутри все время что-то болит, не дает покоя, рвется наружу - этот внутренний огонь и зажигает других, озаряет путь.
На первый взгляд все это может показаться лирикой и восторженной абстракцией. Но тот же Маслоу разложил самореализацию на вполне конкретные, осязаемые составляющие, которые можно даже измерить с помощью теста. По Маслоу, самореализация (или самоактуализация) - это, говоря упрощенно, стремление человека стать все более и более тем, кем он способен стать.
Эта внутриличностная конструкция состоит из следующих "кирпичиков". Ее фундамент образуют две "несущие основы". Первая - это "поддержка", то есть наличие внутреннего стержня, способность поддерживать и направлять себя, использовать свои внутренние ресурсы, ориентироваться на собственные принципы. Вторую такую основу Маслоу назвал "компетентность во времени" - способность человека жить "настоящим".
Как правило, у большинства руководителей все в порядке с поддержкой и полные нелады со временем. И это не имеет никакого отношения к управленческому тайм-менеджменту - популярной теме бизнес-тренингов. Планировать и проектировать наши бизнесмены умеют. А вот жить настоящим, "здесь и сейчас", получается очень у немногих.