Проблемы коммерческих тендеров и малый бизнес
Вслед за государственными и муниципальными органами тендеры, или конкурсные торги, все чаще используют и частные организации. При этом частные устроители конкурсов нередко предъявляют достаточно жесткие требования к участникам, навязывая им не слишком выгодные условия продажи товаров, работ и услуг.
Общеизвестно, что тендер (от английского tender – «предложение») – является конкурентной формой размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Чаще всего данный термин используют применительно к практике государственных и муниципальных органов, но все чаще тендеры запускают и коммерческие организации.
При этом нужно отметить что частные компании осознают выгоды проведения тендеров: в порядке «обмена опытом» они сообщают на своих сайтах, что это средство сформировать возле себя конкурентную среду, добиться оптимальной цены закупки и ликвидировать «откаты» менеджеров.
Если вы планируете участвовать в государственных тендерах, то рекомендуем воспользоваться системой tender.uub.com.ua тендер УУБ, которая является аккредитованной площадкой системы госзакупок Украины. Это универсальный и прозрачный инструмент удобства которого по достоинству оценили как поставщики так и заказчики государственных закупок.
В современных условиях, когда мировая и отечественная экономика находятся в условиях различных кризисов и многие поставщики переживают не лучшие времена, «разборчивые» покупатели становятся порой расчетливыми вымогателями.
Вот пример ситуации с которой может столкнуться участник тендера. Одна из компаний, которая обеспечивает потребителей региона современной, качественной электротехнической продукцией и электрооборудованием, считает проблему предвзятых тендеров наболевшей.
Приводим пример тендера:
Лот N 2. Поставка высоковольтного оборудования». И далее список товаров, в котором перечислены три вида трансформаторов, два вида ограничителей перенапряжения и один вид выключателя. Все наименования сопровождены подробными характеристиками.
В документе также указан период поставки в течение одного месяца, хотя реально сроки изготовления более двух. Обязательным условием также является предпоставка с последующей оплатой в течение 60-90 дней и заключение договора только в редакции заказчика. Но это еще не все. К заявке приложен типовой договор на четырех листах, в котором есть масса других не слишком приятных условий.
Если хотя бы бегло проанализировать эти требования, то неизбежен вывод: вряд ли руководитель предприятия-производителя или официального дилера сможет участвовать в подобном конкурсе. Дело в том что в лоте N 2 собрана продукция трех независимых друг от друга производителей. Поэтому ни один из них участвовать в тендере не будет. Претендовать на победу в нем сможет лишь фирма, которая занимается комплексными поставками.
Что уж говорить о других требованиях организаторов тендеров. Например, о том, чтобы поставщик представил множество документов. У некоторых предпринимателей создается даже впечатление, что таким образом изыскиваются «зацепки» для того, чтобы сразу «отмести» под формальными предлогами неугодные фирмы. В то время как главная идея тендера – именно в привлечении наибольшего числа потенциальных продавцов.
Так что же получается: тендер – только способ навязать поставщику невыгодные условия или добиться от него «отката»? На самом деле сегодня с тендерами не все так плохо. Множество организаций участвуют в тендерах и абсолютно честно их выигрывают.
Так что в принципе отвергать идею тендеров никак нельзя. У этой формы торгов множество известных плюсов. Кроме того, тендер – более «теплый» способ продаж, чем прямые продажи. Здесь легче достучаться до руководителей компании. В прямых продажах бывает трудно попасть к первому лицу компании, максимум вас допустят к линейному менеджеру. Бывает, что выиграть тендер удается благодаря тому, что решение принимает первое лицо организации.